Родителям


От успешности ученика к успешной личности

Уважаемые родители! Обязательно прочитайте эту статью.

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребенок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли это?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. Давайте определимся, что мы вкладываем в понятие «успешный ученик»:
- способность к усвоению образовательных программ, предлагаемых школой, т.е. тех, которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;
- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же);
- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основным критерием школьной успешности;
- способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
- положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
- положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса – ученика, который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
- социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среди сверстников и учителей;
- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- адекватно-позитивная самооценка – ребенок сам должен чувствовать себя успешным;
- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Итак, успешность ученика – это не только объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
Говоря об успешности, мы всегда имеем в виду и ее противоположность – школьную неуспешность. Каковы же риски школьной неуспешности?
- Отклонения в здоровье. Больному ребенку невозможно быть полностью успешным.
- Низкий «паспортный» или биологический возраст. Ребенок просто мал и не способен в силу своего возраста справиться со школьными нагрузками.
- Методики, технологии обучения не соответствуют типу познавательной деятельности ребенка. Способ обучения один, а дети разные.
- «Правополушарный» тип функциональной организации мозга, т.е. преимущественно образное, целостное мышление при существующем в школе «левополушарном третировании», т.е. опоре на логическое, алгоритмическое, вербализованное мышление, разъятие целого на части.
- Методики обучения не учитывают половые особенности развития познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. В школе господствует «бесполая» педагогика, хотя мальчики и девочки – это две разные нейрогенетические группы.
- Нарушение позитивных взаимоотношений между учеником и учителем.
- Несоответствие содержания, форм и технологий обучения закономерностям развития психических функций.
- Обедненная развивающая среда, не учитывающая психические особенности ребенка данного возраста.
- Недостаточная профессиональная грамотность учителя, его знаний о биологических и психологических закономерностях развития ребенка.
- Дискомфортное состояние учителя. Если учителю плохо, то и его ученики будут чувствовать дискомфорт.
- Проблемная семья.
- Высокая «цена» успешной познавательной деятельности. Мы говорим: «Вот ведь можешь же!», - когда ребенок ценой неимоверных усилий справился с заданием. Но ведь невозможно все время жить в состоянии «повышенной боевой готовности», мобилизуя все свои резервы, даже те, которые не предназначены для выполнения данной деятельности.
- Подмена истинных целей обучения ориентацией на формальный результат. Вместо развития ребенка - подготовка его к проверке знаний, с первого класса к сдаче ЕГЭ.
- Замена оценки успешности развития данного ребенка отметкой, метящей неуспешную (или успешную) личность.

Так какой же он, успешный ученик? Мы опросили пятиклассников. Им был задан вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?» У мальчиков на первом месте стоит хорошее поведение, потом ум и общечеловеческие качества (честный, добрый…) Для девочек важны хорошее поведение, хорошая учеба и послушание, а потом уже ум и общечеловеческие качества.

А что думают о понятии «идеальный ученик» учителя? На первое место они ставят желание учиться и интерес к учебе, потом внимательность, трудолюбие, ум. Часто называют 1-2 каких-то общечеловеческих качества, среди них доброта, честность и порядочность. Но как при этом соотносятся понятия «идеальный ученик» и «идеальный взрослый», т.е. тот, кто закончил школу?

Тем же учителям мы задали почти тот же вопрос, немного изменив его: «Какими должны быть юноша или девушка, заканчивающие школу?» Ответы оказались кардинально иными. На первом месте для юноши оказалось умение принимать самостоятельные решения, затем уверенность в собственных силах, целеустремленность, ответственность, способность иметь собственное мнение, надежность, мужественность. Девушек-выпускниц учителя хотят видеть коммуникабельными, умеющими ладить с людьми, мягкими, добрыми, скромными, нежными, женственными, гордыми, с чувством собственного достоинства, а также уверенными в собственных силах и умеющими принимать самостоятельные решения.

А приветствуются ли в учениках способность иметь собственное мнение, самостоятельность решений и т.д.? Кто их учит быть мужественными, надежными и уверенными? Значит, идеальный ученик должен иметь одни качества, а на выходе из школы мы хотим получить другие? Портрет успешного ученика в глазах ребенка и учителя во многом совпадает с тем идеалом, который они себе представляют. А какие они на самом деле, наши дети? Какими они видят себя? Вот ответы пятиклассников на вопрос: «Какой я?»
Почти каждый третий мальчик называет себя сильным, умным и хорошим другом и почти каждый четвертый переживает, что он «не самый умный» или даже «полутупой». Девочки часто считают себя добрыми, вежливыми, аккуратными и ответственными. А переживают тоже из-за того, что «не очень умные». А еще дети страдают из-за того, что они неаккуратные, неудачники, невнимательные и некрасивые. Так и слышатся за их словами оценки взрослых. Почти половина детей называет свои отрицательные качества. Вряд ли тех, кто страдает от своих недостатков, можно считать успешными.
Но ведь и мы с вами не во всем успешны. И у нас не все и не всегда получается. А для ребенка делать ошибки, не сразу улавливать мысль учителя, т.е. взрослого, который и мыслит, и говорит по-взрослому, не так, как ребенок – это нормально.
И наша с вами задача сделать все для того, чтобы любой ученик, независимо от его способностей, от его возможности понять нас и объяснить нам то, что он понял, чувствовал себя в школе и дома счастливым. Даже двоечник имеет право на улыбку, на радость, на счастье. Может быть, то, что он двоечник, не его вина, а наша – мы не умеем учить таких, как он. Не таких плохих, а таких других. Есть очень страшное определение для этих детей: «приговоренные к необучаемости».

И один не самый успешный третьеклассник на вопрос: «Каким должен быть идеальный ученик?», - написал: «Идеальный ученик должен быть счастливым». И он глубоко прав. И разве это так уж важно, что слово «счастливый» он написал через букву «щ».
В.Д. Еремеева,
зав. кафедрой педагогики детства СПбАППО

О комплексном учебном курсе    «Основы религиозных культур и светской этики»
В августе 2009 г. по итогам встречи с лидерами религиозных организаций Президент Российской Федерации дал поручение о введении в 2010 году в ряде регионов апробации учебного курса, знакомящего школьников с культурой религий и основами светской этики.
Целью комплексного курса является формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Комплексный предмет   включает 6 модулей (вариантов): «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Читать подробнее




Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слёз,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к Вам подойдёт сынок
Или руки протянет дочка.
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите
Это счастье  короткий миг,
Быть счастливыми поспешите.
Ведь растают как снег весной,
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе.
Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливей всех,
Берегите ж, пожалуйста, детство!

Тревожные дети

Поговорим о почерке ребёнка. Если у ребёнка плохой почерк, что делать?

Информация об отмене занятий и температурная шкала

Памятка 55 способов сказать ребёнку: "Я тебя люблю"

Гиперактивный ребёнок в школе


Как научить ребёнка успешности


Как правильно хвалить ребёнка


Карманные деньги


Мудрая воспитательница Радость




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...